Описание

Основная образовательная программа начального общего образования

    Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 с. Чекмагуш муниципального  района Чекмагушевский район Республики Башкортостан (далее – МБОУ СОШ №1) определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,сохранение и укрепление здоровья школьников.

           Данная программа (с изменениями и дополнениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта НОО (далее – ФГОС НОО) к структуре ООП НОО, на основе Примерной ООП НОО (4-е издание, переработанное. – М., Просвещение, 2012) и определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени НОО.

Целью реализации ООП НОО является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником ступени НОО целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальнымиособенностями его развития и состояния здоровья. 

Миссия начальной школы как образовательной ступени общего образования МБОУ СОШ №1 состоит в создании условий для: 

-        формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья; 

-        становления и развития личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; 

-        обеспечения преемственности НОО и основного общего образования (далее – ООО); 

-        достижения планируемых результатов освоения ООП НОО всеми учащимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; 

-        обеспечения доступности получения качественного НОО; 

-        выявления и развития способностей учащихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; 

-        организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; 

-        участия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; 

-        использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; 

-        предоставления учащимся возможности для эффективной самостоятельной работы; 

-        включения учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района).

         В основе реализации ООП НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 

-        воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессинального состава; 

-        переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся; 

-        ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения мира; 

-        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся; 

-        учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; 

-        обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования; 

-        разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. 

ООПНОО формируется с учётом особенностей ступени НОО как фундамента всего последующего обучения, так как это особый этап в жизни ребёнка, связанный: 

-        с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; 

-        с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

-        с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

-        с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; 

-        с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; 

-        с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. 

К числу планируемых результатов освоения ООП НОО отнесены: 

личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальных классов, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; 

метапредметные результаты – освоенныеучащимися в процессе урочной и внеурочной деятельности УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. 

предметные результаты – освоенныйучащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. 

Содержание ООП НОО МБОУ СОШ №1 отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: 

Целевой разделопределяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. 

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. 

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов ООП НОО.